-------------------------
Какую помощь оказызвает пособие при работе с фонетикой?
От автора
О фонетике
На сегодняшний день получаю много вопросов по работе с пособием «Поиграй-ка, почитай-ка». Раз есть вопрос – найдется и ответ!

- Вы пишите, что «Поиграй-ка почитай-ка» помогает в развитии речи. О каком разделе русского языка идет речь и почему?

Наше пособие оказывает большую помощь в изучении одного из разделов русского языка – это фонетика. Это связано с особенностями данной возрастной группы от 3-х до 5-ти лет. У детей в этом возрасте идет активное формирование звуковой системы языка. К сожалению, в последнее время наметилась тенденция к отставанию в развитии речи у дошкольников. И иногда у ребенка активная речь развивается после 3-х лет и остается очень мало времени до школы для ее становления на нужном уровне. В результате дети, поздно начавшие говорить, оказываются плохо подготовленными к обучению в школе. И могут плохо или совсем не усваивать программу по русскому языку.

Почему фонетика – это важно?

Фонетика – раздел современного русского языка, занимается изучением звукового состава речи, с точки зрения акустических особенностей отдельных звуков, их образования и смыслоразличительной роли каждого звука. (Когда от одного звука может изменяться смысл слова, например, «мел» и «пел».)

С фонетикой связана графика. То есть система буквенных знаков, принятых для обозначения отдельных звуков. Графика – это символическое отображение звука на письме. Для маленького ребенка буква – это абстрактный образ, который не так-то легко связать со звуком, тем более, что у каждой буквы есть свое название. С гласными проще. Их названия совпадают со звучанием, согласные же значительно сложнее, ведь буквы алфавита звучат [бэ], [вэ], [дэ]… [ка], [эль], [эм], [эн] и так далее. То есть в названии буквы присутствуют два звука. И когда ребенок заучивает алфавит, и начинает читать слоги, то получается путаница. Например, слово «мама» может быть прочитано «эм-а-эм-а».

В нашем пособии мы решили не запутывать малыша, а использовать символы звуков в виде картинок. К примеру, ребенок знает, коровка мычит: «М-м-м». Комарик звенит: «З-з-з». Пчела жужжит: «Ж-ж-ж». Эти простые звукоподражания в виде картинок-символов и используются вместо букв. Картинки наклеены на кубики. Чтобы составить слово из картинок-символов нужно проговаривая слово медленно составить кубики один к одному слева направо.

При этом идет развитие мелкой моторики, так как чтобы составить слово, найти нужную картинку-символ нужно покрутить кубик и осмотреть его со всех сторон. Таким образом приходится осматривать несколько кубиков. Тренируя мелкую моторику, мы одновременно развиваем произвольное внимание малыша. Активизируется сразу несколько отделов мозга, что и дает хорошие результаты в развитии речи ребенка.

По предложенной методике для того, чтобы выложить слово «мама» - берем картинку с изображением коровки – это звук [м]. Второй символ – девочка, широко открыв рот, говорит: «А». Далее опять символ звука коровка, и опять девочка, говорящая «А». Ребенок называет символы по порядку слева направо. При этом протяжно произносит гласные звуки. Получается м-а-м-а.

Для лучшего эффекта пальчик ребенка медленно скользит с одного кубика на другой. Назвав слово по символам, ребенок осознает его смысл. У него получилось! Он прочитал первое слово! И неважно, что это не буквы, а лишь символы. Здесь закладываются очень важные основы для овладения чтением – звуковой синтез, то есть сложение из двух звуков прямого открытого слога «ма». Это легко и приятно каждому малышу. И ваше обучение становится увлекательным и полезным.

Если вы заинтересованы в развитии речи ребенка, если любите с ним играть, осваивая что-то новое, интересное, используйте наше пособие «Поиграй-ка, почитай-ка», вам обоим будет интересно. А результаты придут совершенно незаметно. Это будут удивительные успехи вашего ребенка в познании родного языка. Дерзайте и все у вас получится!

Вернуться к статьям >>
Обучайте грамоте легко и с удовольствием!
Поиграй-ка, почитай-ка © 2016 Все права защищены.